Одним из важных объектов, в строительстве и техническом руководстве которого участвовали офицеры, работавшие до войны в «Ленпромтранспроекте», были железнодорожные мосты через Неву, которые располагались ниже по течению от крепости «Орешек» у города Шлиссельбурга.
18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда между берегом Ладожского озера и линией фронта у Синявинских высот. Узкая полоса прорыва шириной всего 10-11 км дала возможность связать Ленинград со страной по суше, дополнив ледово-паромную «Дорогу жизни». Государственный Комитет Обороны принял Постановление о срочном строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны на железнодорожной линии Назия – Жихарево.
На строительство дороги было отведено всего 20 дней. 19 января 1943 года, уже на следующий день после прорыва блокады, изыскатели и проектировщики приступили к выбору и отбивке трассы на местности. Трасса прокладывалась через болотистую местность, практически отсутствовали дороги для доставки грунта. Для ускорения работ по переходу Невы было решено устроить временный краткосрочный низководный мост. При этом предполагалось, что лед обеспечит продольную и поперечную связь опор, а потому подводные связи не предусматривались, хотя глубина воды в месте перехода составляла 6 метров. Проектирование и строительство велось круглосуточно. Проекты, оформленные в карандаше, согласовывались со строителями и тут же выдавались к производству работ.
«Этот мост длиной в 1300 метров был построен за 10 суток с непревзойденным темпом работ в 130 метров в сутки. 7 февраля 1943 года к Финляндскому вокзалу Ленинграда по новой линии прибыл первый поезд. Скорость движения поездов по мосту была ограничена 10 км/ч, но во время обстрелов противником машинисты не придерживались этого ограничения и допускали скорость до 20-20 км/ч. Поезда по мосту шли интервалом 5-7 минут, только в ночное время за 3-4 часа пропускалось 30-36 поездов.», — вспоминал ветеран «Ленпромтранспроекта» Люлько Б.В.
По окончании строительства низководного моста сразу же началось строительство высоководного моста, который располагался ниже по течению, на расстоянии порядка 500 м. Этот мост был рассчитан на длительный срок эксплуатации. Средняя часть моста перекрывалась металлическими пролетными строениями. Опоры свайно-ряжевой конструкции с аванпостными ледорезами. Длина этого моста составляла 852 метров, мост был построен за 45 суток. Вокруг возвели ледозащитные сооружения, боновые заграждения от плавающих мин, которые враг мог сбросить с самолетов. Были продуманы контрбатарейная и противовоздушная защиты, даже задымление переправы, что затрудняло ориентировку вражеских наводчиков при авианалетах и артобстрелах. В конструкции сразу предусмотрели пять 20-метровых пролетов для малых судов и даже один разводной – для пропуска больших кораблей с высокими мачтами.
Следует отметить, что на этом мосту был испытан и использован при установке на опоры металлических пролетных строений первый в Советском Союзе консольный кран грузоподъемностью 60 тонн, изготовленный в период блокады с учетом предстоящих наступательных действий Советской Армии.
Высоководный мост часто разрушался артобстрелами противника и для своевременного восстановления его было выделено достаточно сил и средств. В связи с тем, что не всегда повреждения моста можно было ликвидировать в срок, командованием фронта было принято решение не разбирать до ледохода низководный мост, сохранить его в качестве дублера для пропуска по нему поездов в необходимых случаях. Наибольшая сложность в сохранении низководного моста – это пропуск ладожского льда с обязательным исключением напора льда на опоры.
Оба моста эксплуатировались до снятия блокады Ленинграда, до восстановления железнодорожных линий, связывающих Ленинградский узел с сетью МПС.
Временная железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, известная как «Дорога Победы», сыграла огромную роль в судьбе осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Благодаря новой магистрали город стал регулярно снабжаться продовольствием и вооружением, была эвакуирована часть населения. После начала работы на «Дорогу Победы» приходилось 75% грузов, доставляемых в Ленинград. За все время по трассе было проведено 5440 поездов и доставлено более 4,5 млн т груза.